Просмотров: 1028

05_Великолепная Германия / т.ф. Бон Вояж

Маршрут поездки

16.07.2005 — 28.07.2005

16 июля, суббота, 2005 года.

18:13 — отправление поезда № 79 с Витебского Вокзала СПб.

17 июля, воскресенье.

В течение дня поезд пересёк  БЕЛАРУСЬ  и  ЛИТВУ.  На Белорусско-Литовской границе белорусский таможенник заставил меня заполнить декларацию и перерыл все мои личные вещи и в чемодане и в сумке. Впечатление мерзопакостное.

К восьми вечера мы прибыли на Южный вокзал г. Калининграда (РОССИЯ), где я сразу нашёл нашего гида — Гришину Юлию — и всю группу. Мы быстро загрузились в автобус (водители Марьян и Антон) и поехали на польскую границу. Количество туристов — 21, количество мест в автобусе — 45, поэтому все, кто хотел, всю дорогу сидели по одному на двух сиденьях. Моё место было в передней части автобуса рядом с интересной и утончённой женщиной Галиной — художницей из Калининграда (единственной представительницей Кенигсберга в нашей группе). Однако я соблазнился на свободные места и сразу занял два кресла поблизости от второго выхода и у кипятильника. Это было архиважным преимуществом нашего путешествия перед другими.

До границы (Мамоново) доехали быстро, но там простояли долго.

ПОЛЬША

На ночь остановились в отеле Warmia*** в пограничном городе Бранёво. Познакомился со своим соседом по номеру и, как оказалось, по автобусу Владиленом Зориным.

отель Warmia***

18 июля, понедельник.

Утром до отъезда (завтрака не было предусмотрено) прогулялся по городу, который мне очень понравился.

08:00 — выехали из отеля.

Транзит по территории Польши. Наш гид Юля Гришина всю дорогу молчала и про Польшу ничего нам не рассказывала. Позже выяснилось, что она является студенткой Калининградского Университета, учится на переводчика; гидом оказалась почти случайно, так как все штатные гиды (должен был быть Андрей Васильев) были заняты. Поэтому ни про Польшу, ни про Германию она практически ничего не знала и не могла нам рассказать. Да и водителей тоже взяли из какого-то резерва, поэтому маршрут они себе представляли очень смутно и очень часто и подолгу плутали, хотя, в общем-то, были хорошие ребята.

17:20—17:40 — Польско-Германская граница: г. Слубице, р. Одер, г. Франкфурт-на-Одере.

ГЕРМАНИЯ

После р. Одер выехали на автобан (Земля Бранденбург) и помчались, не заезжая ни в какие города. По словам моего соседа Владилена Зорина: «В Польше ехали через все деревни и города, как по какой-нибудь реке, а в Германии, как по морю вдали от городов». До самого Эрфурта ни в один город мы больше не заехали. Небольшая бытовая остановка была где-то между съездами на Дессау и Айзенберг (Земля Саксония-Анхальт).

23:00 — прибыли на ночлег в г. Эрфурт (Erfurt, столица Земли Тюрингия) в отель Comfort*** Uber dem Feldgarten 9, 99198 Erfurt-Linderbach.

19 июля, вторник.

08:05 — после завтрака мы выехали из Эрфурта в г. Айзенах (Eisenach), и к половине десятого автобус завёз нас на гору поближе к крепости Вартбург (Wartburg), насколько это было возможно. Юля побежала организовывать экскурсию, и в десять экскурсия началась. До начала экскурсии у нас было немножко времени самостоятельно побродить по крепости, а после неё мы практически сразу пошли в автобус.

Из-за неточных указаний Юли народ к автобусу вернулся неорганизованно, но вскоре мы всё-таки собрались и благополучно спустились на автобусе вниз к историческому центру города. Наступил полдень. Квалифицированной экскурсии по городу не было, и Юля сама по карте старалась нас поводить по городу, переводя по пути некоторые надписи. С её помощью удалось найти дом и памятник Мартину Лютеру, а затем дом и памятник Баху. Самостоятельно нашёл современный памятник св. Георгию Победоносцу. Оказывается, Георгий является покровителем города Айзенах.

В половине второго мы собрались в автобусе и через часик вернулись в Эрфурт. Там Юля связалась с экскурсоводом (Сюзанна Гюнтер), и с трёх до пяти часов после полудня мы слушали и впитывали интереснейшую информацию о городе. Экскурсия началась на Соборной площади (Domplatz) от собора св. Марии и приходской церкви св. Северия (Mariendom und Severikirche) с заходом внутрь. Затем мы мимо дома Haus zum Sonneborn дошли до церкви Предигеркирхе (Predigerkirche) и тоже зашли внутрь. Оттуда мы прошли на площадь Рыбного рынка (Fischmarkt), а потом мимо Новой Мельницы (Neue Muhle) на улицу Ангер (Anger) к памятнику Мартину Лютеру. После этого мы сначала через площадь Венигемаркт (Wenigemarkt), затем по застроенному домами Мосту Лавочников (Kramerbrucke) через маленькую речушку Гера (Gera) и далее по улице Waagegasse вернулись на Соборную площадь к нашему автобусу. Экскурсия мне очень понравилась. Жаль только, что после неё не было свободного времени, и нас сразу погрузили в автобус.

На ночлег нас повезли в какой-то отель «в районе города Кобург. Где-то немного не доезжая до Кобурга, мы пересекли бывшую границу ГДР—ФРГ. Я надеялся увидеть остатки этой границы, но никаких следов на мои глаза не попалось.

Подъезжая к Кобургу (Coburg, Земля Бавария), мы увидели на высокой горе большую красивую Крепость Кобург. Она была хорошо видна издалека. В поисках своего отеля мы миновали Кобург, несколько раз удалялись и приближались к горе с Крепостью, пока, наконец, не выехали на правильную дорогу к нашему отелю. Отель Grenzgasthof (Allee 37-96465 Neustadt Coburg) находился в какой-то глухой деревушке примерно в 10 км от Кобурга. Мы приехали туда в половине девятого вечера, но ни одной живой души из местного населения на улицах уже не было — как будто какая-то вымершая деревенька. К тому же атмосфера была насыщена ароматами свежего коровьего навоза, совсем как у нас на какой-нибудь ферме. Нам не оставалось ничего другого, как поужинать и потусоваться в кафе, а затем завалиться спать.

Раньше около отеля Grenzgasthof Allee 37-96465 Neustadt Coburg проходила граница между ФРГ и ГДР

20 июля, среда.

Как обычно, утром в 08:00 после завтрака мы выехали из отеля и поехали в монастырь Фирценхайлиген рядом с городком Лихтенфельс (Lichtenfels). До Кобурга мы доехали быстро, но затем вновь стали выписывать круги вокруг вчерашней заколдованной горы с Крепостью. Около какого-то железнодорожного переезда перед самым носом закрылся шлагбаум. Но в отличие от наших родных переездов, нам не пришлось стоять у шлагбаума неопределённо долгое время. Всего через несколько секунд на огромнейшей скорости пронёсся поезд (типа нашей электрички) и шлагбаум сразу же открылся.

Расстояние примерно в 15 км от Кобурга до Женского монастыря Фирценхайлигена (Vierzehnheiligen) мы преодолели всего за каких-то полтора часа и к 09:40 были у цели. Экскурсии по монастырю не было, никакой информации на русском языке также не было, наша Юля, разумеется, тоже ничего не знала. Она просто дала нам час свободного времени — что хотите, то и делайте. Я пофотографировал снаружи, а внутри (великолепный барочный интерьер) это было запрещено.

В 10:40 мы покинули Фирценхайлиген и к полудню приехали в Байройт (Bayreuth) — город Рихарда Вагнера. Первую остановку мы сделали около Фестивального театра, построенного специально для исполнения произведений Вагнера. Внутрь зайти не удалось, поэтому осмотрели его только снаружи и поехали в центр города. Как всегда, начали с Информационного центра. Юле не удалось там найти экскурсовода, она дала нам карту на английском языке (City map) и повела в Оперный театр маркграфов. Мы зашли внутрь, осмотрели его (выглядит очень красиво) и пошли дальше. Но вскоре потеряли Юлю (скорее всего, она сама захотела потеряться: зашла в магазинчик и не вышла из него), и нам пришлось бродить самостоятельно. Половинчатым составом мы дошли до дома-музея Вагнера, где наша группа окончательно рассыпалась. Я самостоятельно вышел к музею Ференца Листа, прогулялся по Придворному парку, обошёл Новый замок, сфотографировался у Фонтана маркграфа. Остаток времени погулял в центре, а в три часа мы поехали в парк Эрмитаж в пригороде Байройта.

В парке Эрмитаж мы провели полтора часа: сначала погуляли с Юлей по ландшафтному парку, а потом с настоящим русскоязычным экскурсоводом посмотрели замок. В пять часов мы окончательно выехали из Байройта и взяли курс на Вюрцбург.

В Вюрцбург (Wurzburg) приехали достаточно поздно — в половине восьмого — и сразу поехали к крепости Мариенберг (Marienberg) на правый берег Майна. Наши водители снова зевнули нужный поворот направо к крепости, а поскольку в центре города многие улицы с односторонним движением, то нам пришлось сделать неимоверно огромнейший крюк с заездом на левый, противоположный берег Майна, из-за чего мы потеряли более получаса. Что ж — не в первой! Естественно, когда мы добрались до крепости, то там уже было безлюдно, и все апартаменты были закрыты. А на улице временами случался непродолжительный, но отнюдь небезобидный дождичек. Юля наскоро, галопом — в течение 40 минут — провела нас по доступным местам крепости (естественно, без осмотра внутренних помещений). Я едва успевал фотографировать, укрывая фотоаппарат зонтиком.

После этого нас отвезли в отель Amberger Ludwigstrasse 17-19. Я там долго не стал задерживаться, а почти сразу выскочил на улицу. Но, к сожалению, в стиле наших водителей я ошибочно рванул в противоположную от центра сторону, из-за чего поначалу тоже обидно упустил время на поиски нужного пути. Вскоре я выбрался в центр и сделал неплохие снимки ночного города с подсветкой (Мариенкапелле, левый берег Майна с Крепостью Мариенберг и Церковью Девы Марии «Кэппеле», Кафедральный собор св. Килиана, Резиденция архиепископов-курфюстов, etc.). По пути я зашёл в какую-то кафешку напротив часов, показывающих время в разных городах мира, в том числе в Москве (между Ратушей и Кафедральным Собором). Там я начал мучительно и сбивчиво объяснять, что хочу пиво, но оказалось, что я разговаривал с симпатичной русской блондинкой из Омска. Неожиданная, но очень приятная встреча! В отель вернулся в половине двенадцатого.

Вид из окна отеля Amberger на монастырь Штифт Хауг (Stift Haug)

21 июля, четверг.

Накануне Юля назначила нам завтрак с 06:30 до 08:00. Рассчитывая побольше погулять по городу, мы с Владиленом встали пораньше и спустились в кафе к самому началу, но местная немка сказала, что завтрак начнётся ровно в семь. Блин! Опять эта Юля что-то напутала! Пришлось срочно менять планы и до завтрака устраивать променад по центру города. Я спешно пронёсся по тем местам, которые накануне видел подсвеченными в темноте (кроме Резиденции), и, когда я уже собирался возвращаться в отель, то на Старом Майнском мосту встретил Владилена, предпринявшего до завтрака аналогичную пробежку. Мы вместе рванули в отель, успевая на ходу фотографировать друг друга.

После часового моциона мы быстро позавтракали и снова выскочили на улицу. Экскурсовода не было, и Юля сама взялась водить нас по городу. Мы с Владиленом решили не связываться с ней, а погулять самостоятельно. У нас был ровно час времени до открытия Резиденции, и мы за это время ещё успели побывать во многих замечательных местах. К девяти часам мы подошли к Резиденции и, пока наших не было, заглянули в Придворную церковь (капеллу), находящуюся в левом крыле Резиденции. Весьма небольшая по размерам, она поразила меня своим внутренним убранством. К счастью, там можно было фоткаться, и я воспользовался этим правом.

Вскоре подошла наша группа во главе с Юлей, и мы проникли вовнутрь. Интерьеры Резиденции архиепископов-курфюстов стоили того, чтобы их увидеть: в Резиденции была уникальнейшая и непревзойденная главная лестница, а над ней — самая большая в мире фреска (Тьеполо). Таким же восхитительными были и другие интерьеры дворца. Один из смотрителей немного рассказал о Резиденции, а Юля добросовестно всё перевела. К сожалению, там нельзя было фотографировать, но я купил красочный путеводитель на русском языке с фотографиями. По окончании осмотра оставалось ещё минут двадцать до отправления автобуса, и я рекомендовал Юле показать группе придворную капеллу, в которую мы с Владиленом успели зайти до того. Тем более что это не требовало ни времени, ни валюты. Но в их планы это не входило — у них (а в часть группы, сопровождавшую Юлю, входили почти одни женщины) была запланирована дегустация и закупка местного (франконского) вина. Ну что ж — пусть затариваются вином. А я остаток времени провёл в очаровательном дворцовом парке. Парк был великолепен, но, к моему огромнейшему огорчению, из-за жесточайшего цейтнота мне пришлось ограничиться только поспешным марш-броском по части парка, прилегающей непосредственно к Резиденции.

К десяти часам, как было назначено, я был у автобуса, но наших почитательниц франконского вина во главе с Юлей не было. Они соизволили задержаться на целых полчаса. Весьма обидно, но, находясь в парке, эти же самые полчаса я провёл бы гораздо лучше, чем в автобусе.

К половине двенадцатого мы подъехали к средневековому городу Ротенбург-об-дер-Таубер (Rothenburg ob der Tauber). Дальше всё пошло по привычной схеме: Юля привела нас к туристическому бюро и договорилась — слава Богу, на этот раз ей это удалось — на счёт экскурсии на 12:30. Ровно в полдень мы посмотрели, как механические часы на башне Ратуши демонстрируют подвиг бургомистра Нуша.

{В 1631 году протестантский Ротенбург был осаждён, а затем захвачен войсками Католической Лиги, которыми командовал фельдмаршал Тилли. Озлобленный упорным сопротивлением горожан, он намеревался казнить членов Городского Совета, а город отдать своим войскам на разграбление. Когда Тилли предложили кубок (три с четвертью литра!), наполненный франконским вином, он обещал пощадить город, если кто-нибудь из членов Городского Совета сумеет залпом выпить этот кубок. Старый бургомистр Нуш сумел это сделать и тем самым спас город. Этот подвиг вошёл в историю под названием «мастерское питьё» (Meistertrunk).}

А потом я до экскурсии самостоятельно побродил по городу (Hofbronnengasse, Burggasse, Herrngasse). Немножко обидно было, что после этого экскурсия прошла почти по тому же самому маршруту и только в конце мы зашли в Klostergarten и в St. Jakobs-Kirche (церковь св. Иакова). Если бы я мог это знать, то самостоятельно до экскурсии пошёл бы, разумеется, в другую сторону.

Ротенбург почти полностью сохранил свой средневековый облик и, безусловно, является одним из самых красивых старинных городов на юге Германии. Здесь гармонично сочетаются живописные готические и ренессансные постройки.

Экскурсия закончилась после двух часов. Мы сразу же вернулись к автобусу и в 14:30 отправились в Хайдельберг. Опять не повезло тем, кто отстал от группы или гулял по городу самостоятельно. Не рассчитав время, Юля назначила время встречи у автобуса ровно в два часа, и им полчаса пришлось ждать основную часть группы во главе с Юлей.

В 17:20 мы приехали в Хайдельберг на Неккаре (Heidelberg, Земля Баден-Вюртемберг) к Замку на горе. Конечно же, в такое позднее время Юле не удалось найти экскурсовода, и она опять, как вчера сама повела нас сначала по Замку, а затем и по городу, изредка переводя некоторые надписи на памятниках. Я ещё держался за ней, пока мы были в Замке, но когда спустились в город, я стал гулять самостоятельно по путеводителю: площади Kornmarkt и Marktplatz, Ратуша, готическая церковь Св. Духа. Потрогав фигуру обезьяны, я перешёл по Старому мосту Карла Теодора (Karl-Theodor-Brucke) на противоположный, правый берег Неккара (Neckar) и поднялся на Тропу философов (Philosophenweg), откуда открывался потрясающий вид на город и Замок.

На обратном пути времени почти не оставалось, поэтому мне удалось только чуть отклониться от кратчайшего пути, чтобы посмотреть Иезуитскую церковь.

Юля назначила нам место встречи у Замка там, где мы на парковке оставили свой автобус ровно в восемь вечера. Поэтому, чтобы вернуться мне, как и всем остальным вновь пришлось карабкаться на гору. Но сама Юля с частью группы опять позволила себе задержаться на целых 20 минут (третий раз за один день!!!).

В девятом часу мы выехали из Хайдельберга и вскоре прибыли в Майнц (Mainz, столица Земли Рейнланд-Пфальц). Нас провезли через весь город и к половине десятого доставили в отель Dormotel Mainz Haifa Allee 8 в каких-то дальних окрестностях Майнца. Где-то рядом протекал Рейн, а на другом берегу располагался Висбаден (Wiesbaden, столица Земли Гессен). Но нас завезли так далеко, что мы ничего этого не видели.

В отеле мы с Леной (попутчицей) зашли в бар и попили мюнхенского пива.

22 июля, пятница.

После завтрака в 8:00 все загрузились в автобус, который проехал 50 м и остановился у местного супермаркета. И только после получасового шоппинга мы наконец-то отправились в путь по левому берегу Рейна (Rhein) вниз по течению. Участок Рейна от Бингена (Bingen) до Бонна (Bonn) называют «Романтическим Рейном» как из-за красоты прибрежных пейзажей, так и из-за наличия средневековых замков почти на каждом утёсе и из-за примостившихся в любом расширении узкой долины посёлков, которые опоясаны крепостными стенами. Но наша Юля мало что могла рассказать нам об этом.

Недалеко от острова c крепостью Пфальцграфенштайн (Pfalzgrafenstein) наш автобус вместе с нами (в половине десятого) на небольшом пароме пересёк Рейн с левого берега на правый к городу Кауб (Kaub), и мы поехали дальше. Около скалы Лорелай (Loreley) нас высадили из автобуса, и мы вместо того, чтобы по длинной узкой косе пройти к бронзовой скульптуре Лорелай, по указанию Юли, полезли на вершину 132 х метровой скалы. После того, как мы забрались на скалу (в десять часов), Юля узнала, что имеется объездной путь. Хорошо, что Юля хоть догадалась пригнать за нами автобус по этому пути, и нам не пришлось спускаться вниз на своих ногах.

После одиннадцати часов мы продолжили путешествие по правому берегу Рейна мимо средневековых замков и посёлков, а перед Кобленцем (Koblenz) снова пересекли Рейн (около полудня), но на этот раз по мосту, и вскоре поехали по правому берегу реки Мозель (Mosel) до города Кохем (Cochem). В Кохеме мы по мосту переехали на левый берег Мозеля, где и припарковали автобус (в час после полудня).

Там мы прогулялись по центру города и поднялись на вершину утёса, где посетили бывший имперский замок. Юле удалось пристроить нас к какой-то экскурсии (около двух пополудни), и при этом она всё переводила нам.

К трём часам мы уже спустились к автобусу и выехали из Кохема, но перед отъездом около моста через Мозель я успел купить знаменитые немецкие жареные колбаски и попробовал их с пивом. Мне они очень понравились — не хуже, чем в Праге. И продавщица была из бывших наших соотечественников и хорошо говорила по-русски.

Судя по всему, дальнейшую дорогу наши водители представляли себе очень смутно. Они опять стали плутать по деревенькам, иногда останавливаясь для расспросов местного населения. Например, в одной из них Юля вышла из автобуса и подошла к какой-то бабульке, которая, расположившись на веранде, степенно потягивала из бокала красное вино. Рядом на столике стояла неполная бутылочка. Вся эта картина заслуживала внимания какого-нибудь художника-импрессиониста. Бабулька охотно дала Юле интервью, иногда указывая руками по сторонам. Тем не менее, даже после этого мы ещё долго кружили по окрестностям в поисках Замка Эльц.

Так же, как утром 20.07, расстояние примерно в 15 км нам удалось преодолеть за полтора часа, и к половине пятого мы были у стен замка Эльц (Burg Eltz). Он возвышается над долиной небольшой речки Эльцбах (Eltzbach, левый приток Мозеля). Замок принадлежит частным лицам, поэтому входные билеты там были дороже, чем в Кохеме, а фотографирование было запрещено. Замок очень интересный, и, кажется, я стал уже привыкать к средневековым замкам.

Ровно в шесть мы выехали из Эльца и через 40 минут были в Кобленце (Koblenz). Автобусная парковка, к счастью, оказалась рядом с главными достопримечательностями города — «Немецким Углом» (Deutsches Eck, стрелка при слиянии Рейна и Мозеля) и монументальным памятником императору Вильгельму I. А на другом (правом) берегу Рейна на горе прямо над устьем Мозеля господствует мощная прусская крепость Эренбрайтштайн (Ehrenbreitstein). Мы сразу же их осмотрели и сфотографировались. Затем Юля собралась идти в информационное бюро за планом города и другой справочной информацией. Часть группы пошла за ней, а мы с Владиленом Зориным решили не тратить на это время (тем более, его и так оставалось ничтожно мало — всего лишь до восьми часов) и отделиться. Время уже было достаточно позднее (семь вечера), чтобы на что-то рассчитывать в бюро, а находилось оно не очень-то близко. Мы прогулялись по набережной Рейна (так называемая Рейнская променада, Rheinpromenade) до Дворца Курфюрста, обогнули его и параллельно по городским кварталам точно к назначенному времени, но как всегда, раньше других вернулись к автобусной парковке. На обратном пути мне запомнился известный фонтан-шутиха перед зданием ратуши (бывшим колледжем иезуитов) — маленький озорник каждые три минуты выплевывает струю воды на зазевавшихся туристов.

После восьми часов собралась вся наша группа, и мы тронулись дальше. Немножко покружив по безупречным германским дорогам (что для нас стало привычным делом), мы всё же к половине одиннадцатого добрались до нашего очередного отеля Express by Holiday Inn в пригороде Кёльна (Koln, Земля Северный Рейн-Вестфалия) на правом берегу Рейна. Рядом в магазинчике на автозаправке я купил пива и устроился спать.

23 июля, суббота.

После раннего завтрака в 07:15 мы отправились дальше. Когда в 07:40 мы по мосту пересекали в очередной раз Рейн (с правого берега на левый), то севернее вдали был виден Кёльн, и особенно хорошо просматривались башни Кёльнского кафедрального собора.

К девяти часам нас привезли к Информационному центру Ахена (Aachen) — самому западному городу Германии, находящемуся в нескольких километрах от границы сразу с двумя государствами — Нидерландами и Бельгией. Через несколько минут, ровно в девять он открылся, и Юля договорилась о проведении экскурсии, а до её начала дала нам час свободного времени. Я немного побегал по центру города, осматривая снаружи и фотографируя то, что попадалось на пути. В том числе Императорский кафедральный собор и Ратушу.

В 10:00 началась экскурсия (экскурсовод Annelore Einmaht). В ходе этой экскурсии мы заходили в Ратушу (Коронационный зал) и в Императорский кафедральный собор, которому в Европе нет равных по количеству церковных ценностей. На втором этаже Ахенского собора мы едва смогли увидеть за балюстрадой мраморный трон Карла Великого. А потом мы посетили Сокровищницу, где находятся останки Карла Великого. В ходе экскурсии нам также показали Римский портик (копию, а оригинал находится в каком-то музее), напоминающий о древнеримской эпохе. Ровно в полдень экскурсия закончилась, и мы сразу же выехали из Ахена.

К 13:20 мы приехали в небольшой городок Брюль (Bruhl) немного южнее Кёльна, где находятся дворец Аугустусбург (Schloss Augustusburg) и охотничий замок Фалькенлуст (Falkenlust). Сначала мы осмотрели охотничий замок (до 14:10), а затем (с 14:20) дворец Аугустусбург — роскошную резиденцию кёльнских архиепископов в стиле рококо. После экскурсии по дворцу Юля дала нам полчаса свободного времени для прогулки по прилегающему очаровательному регулярному парку. На этом экскурсионная программа дня была исчерпана, и в 16:10 мы выехали из Брюля.

В 16:25, когда мы последний раз пересекали Рейн южнее Кёльна, я опять увидел башни знаменитого Кафедрального собора в Кёльне.

После этого мы пересекли с запада на восток половину Германии и в 21:30 остановились в отеле Rennschuh на окраине Гёттингена (Gottingen, Земля Нижняя Саксония) — одного из крупнейших научных центров Германии. Этот город был транзитным на нашем пути и не входил в экскурсионную программу. Поэтому после регистрации в отеле мы с Владиленом Зориным сразу самостоятельно пошли в исторический центр города, который находился примерно в 3 х км от отеля. В первую очередь мы вышли к Ратуше и расположенному перед ней знаменитому фонтану Гензелизельбруннер (Ganselieselbrunner; 1901). Подходя к фонтану, я твёрдо намеревался соблюсти все традиции {По установившейся традиции, каждый получивший учёную степень, обязательно должен поцеловать в губы бронзовую статую девушки, украшающую фонтан.}, но, приблизившись к нему, я, к своему величайшему огорчению, обнаружил, что девушка находится посреди чаши с водой и поэтому недосягаема. Обидно, но ничего; пошли дальше прогулялись по городу. Видимо, по случаю субботнего вечера на улицах было непривычно много гуляющей и веселящейся молодёжи. В заключение мне захотелось жареных немецких колбасок с пивом. Я заходил в попадавшиеся по пути кафе и, отчаянно жестикулируя, пытался объяснить, чего я хочу: «Вюрт! Вюрт!» {По-немецки: колбаса — Wurst.}. Наконец, в последнем кафе откуда-то из подсобки вышел негр и спросил:

— Кольбаски что ли?

— Да-да, колбаски, — радостно завопил я, услышав родную речь.

— Кетчупом полить?

— Лучше горчицей.

Но горчицы у них не оказалось. Да, впрочем, это и не обязательно. Зато у них везде есть отменное пиво. А что ещё нужно уставшему страждущему путнику? Пока я уплетал это сказочное блюдо, Владилен погулял где-то поблизости, после чего мы рванули в отель и около полуночи дошли до него.

24 июля, воскресенье.

08:00 — выехали из Гёттингена. Наши доблестные водители опять проявили себя с «лучшей стороны». Вместо того чтобы сразу выехать на автобан, который проходил недалеко от отеля, они поехали в противоположную сторону — к центру города, туда, где мы были вчера вечером. Миновав Гёттинген, они стали петлять по всем ближним деревням и всего лишь через каких-нибудь полтора часа подъехали к автобану. На указателе, направленном влево, было написано: «Gottingen — 11 km». Супер!!!

Мы повернули вправо и к десяти часам были в Госларе (Goslar), который расположен у северного подножья Гарца. Слава Богу, водители не стали искать парковку, а высадили нас поближе к входу в исторический центр города. И Юля сразу бешеным темпом повела нас к Туристическому офису, находящемуся на центральной площади у Ратуши. Экскурсию ей организовать не удалось, поэтому она, предварительно назначив время встречи у автобуса на 12:30, снова самостоятельно стала водить группу, пользуясь картой города. Поскольку у нас с Владиленом это получалось не хуже чем у неё, то мы отправились осматривать город сами: сфотографировались на центральной площади перед Ратушей, у фонтана и у монастырской церкви Нойверк (Klosterkirche Neuwerk), сходили к Императорскому дворцу (Kaiserpfalz), но внутрь не попали. В заключение ровно в полдень посмотрели на игру механических часов на здании Ратуши и к назначенному времени пришли к автобусу.

Менее чем через час, в 13:15 мы были уже в Вернигероде (Wernigerode, Земля Саксония-Анхальт), тоже у северного подножья Гарца. Из города хорошо видна расположенная неподалёку гора Броккен (Brocken; 1142 м), известная ежегодным сборищем ведьм («великий шабаш») в Вальпургиеву ночь (на 1 мая). Поэтому как здесь в Вернигероде, так и в остальных ближайших городах — Госларе и Кведлинбурге — мы везде чувствовали их присутствие в виде кукол, манекенов, рекламы, etc. Сначала мы на оригинальном «паровозике» поднялись на гору Агнесберг, где осмотрели замок графа Штольберга-Вернигероде. Обратно спустились на таком же «паровозике» и в быстром темпе прошлись по городу, едва успевая делать снимки.

В 15:30 мы выехали из Вернигероде и ровно через час в 16:30 были в Кведлинбурге (Quedlinburg), также расположенном в северных предгорьях Гарца. Здесь Юля опять в хорошем темпе повела нас на Дворцовую гору (Schlossberg) к Дворцу и Романской приходской церкви, но внутрь мы уже не попали. Тогда мы — значительная часть группы — спустились вниз и посетили местную пивоварню, где зал посетителей распложен прямо среди сверкающих медных сосудов с янтарным напитком.

В 20:00 мы выехали из Кведлинбурга и в 21:30 приехали в Магдебург (Magdeburg). При въезде в город в непривычно грязной окраине на заборе большими русскими буквами было написано хорошо знакомое всем слово из трёх букв. Остановились в отеле Etap (Magdeburg Nord Barleben) где-то за пределами жилых кварталов. Номера в отеле как будто специально выполнены с максимумом неудобств: кровать в два яруса, раковина в комнате, душевая ничем не отделена от унитаза, etc. Тоска…

25 июля, понедельник.

В 07:30 выехали из отеля и к 09:30 приехали в Потсдам (Potsdam, Земля Бранденбург) к парку Сан-Суси (Sans Souci). Нас высадили на стоянке около Старой мельницы. Тем, кто пошёл гулять самостоятельно, назначили время сбора на 12:30.

Все музеи в Потсдаме, кроме Нового Дворца, в понедельник были закрыты. Я пошёл — чтобы ничего не пропустить —  за возглавляемой Юлей частью группы зигзагами по парку в сторону Нового Дворца (мимо Оранжереи, павильона Дракона и Бельведера). В Новом Дворце русскоязычного экскурсовода не было, и Юля аккуратно переводила нам всё, что говорил экскурсовод-немец. К сожалению, во Дворце нельзя было фотографировать, а он того стоил. Никогда ранее я не видел такой отделки интерьеров, как в Новом Дворце (особенно в Пещерном зале).

После Дворца мы снова пошли за Юлей по парку. Но когда я понял, что в Юлины планы не входит осмотр Китайского чайного домика, то отделился от основной части группы и свернул к Китайскому домику. После этого я отстал от группы и к Дворцу Сан-Суси вышел самостоятельно. Времени было в обрез, но меня успокоило присутствие в поле зрения некоторых других туристов из нашего автобуса. Мы быстренько пофотографировались и побежали к автобусу. Приблизившись к автобусу на 10 минут позже назначенного времени, я увидел, что подавляющего большинства группы вместе с Юлей ещё нет. У меня появилась возможность немного перекусить и попить берлинского пива Berliner Kindl.

Только в 13:00 все собрались, и мы отъехали от стоянки. Уже из окон автобуса я увидел знаменитую Никольскую церковь, но об этом мне поведала не Юля, а мой сосед Владилен. Очень странно, что Юля не показала нам коней Клодта с Аничкова моста {Год назад (05.08.2004), когда я был в Неаполе, нам показали этих коней, которые попали туда аналогичным образом в качестве дипломатического дара от русского императора Николая I.} и даже ничего не сказала о них. А ведь это нам, питерцам, было бы крайне интересно. А может, она ничего о них и не знала.

В 14:00 наш автобус остановился в столице Германии Берлине (Berlin) на стоянке где-то недалеко от вокзала Цоо (Bahnhof Zoologischer Garten) и Зоосада. Юля, как обычно, пошла за экскурсоводом в находящийся неподалёку Главный туристический офис (Budapester Strasse 45), а нам велела находиться в автобусе и никуда не выходить. Ждали мы её очень долго — примерно час. Владилен, зная моё нетерпимое отношение к шоппингам, подшучивал, что после возвращения Юли она отпустит нас на пару часиков в KaDeWe {Kaufhaus des Westens (Западный Торговый Дом) — самый известный и самый богатый по ассортименту магазин Берлина.}. Тем более что раньше Юля заикалась о том, что даст нам время на посещение KaDeWe. Наконец, она вернулась с «радостным известием», что экскурсовода у нас не будет, поэтому экскурсию по Берлину она будет проводить сама. Однако до этого дело не дошло. Одна из наших туристок Лена (не та с которой я 21.07 пил пиво в Майнце, а другая), которая раньше — как она сказала — долго жила в Берлине, взяла инициативу в свои руки и предложила свои услуги. Наверно, Юля не сопротивлялась и с лёгким сердцем уступила ей своё место гида-экскурсовода. Пояснения Лены были более убедительными, однако я, будучи тоже непрофессиональным экскурсоводом, интуитивно чувствовал, что это знакомство с великой столицей крупнейшей европейской державы проходит на дилетантском уровне.

Итак, мы начали — не выходя из автобуса — с Курфюрстендамма (Kurfustendamm) и «Церкви Памяти», а затем поехали по улице 17 го июня (Strasse des 17 Juni), названной так в честь выступления берлинских рабочих в 1953 г. против сталинизации Восточной Германии. На площади Гроссен-Штерн мы несколько раз проехали вокруг Колонны Победы (Siegessaule); по её периметру тоже находились какие-то памятники, о которых мне что-то рассказал Владилен. Далее мы доехали до Бранденбургских ворот, около которых ненадолго вышли из автобуса. Там мы на небольшом пятачке увидели: упомянутые Бранденбургские Ворота; к западу от Ворот Советский военный мемориал {Заслуживает особого внимания тот факт, что на протяжении всего периода разделения Германии немцы аккуратно ухаживали за памятником и поддерживали его в отличном состоянии.} и статую женщины, зовущую своих собратьев из Восточного Берлина в советские времена; к северу здание Рейхстага, крест в память о погибших при переходе Берлинской стены и «след» самой Берлинской Стены; на востоке было видно здание посольства России.

После этого мы снова сели в автобус и поехали дальше на восток. Следующая остановка была южнее Берлинского Собора, около Фридрихсвердерше-кирхи (Friedrichswerdersche Kirche) — Музея Шинкеля. По набережной рукава Шпрее (Spree) Купферграбен мы вышли к Дворцовому мосту (Schlossbrucke), откуда полюбовались Берлинским Кафедральным собором (Berliner Dom). Далее мимо здания бывшего Арсенала (Музея Немецкой истории), здания бывшей Гауптвахты, Дворца Кронпринцев (Kronprinzenpalais) и здания Немецкой оперы (Staatsoper) дошли до конного памятника Фридриху Великому и свернули налево. С тыльной стороны Оперного театра мы увидели собор св. Ядвиги (Sankt-Hedwigs Kathedrale), а напротив — Университет. И затем мы вышли на одну из самых красивых площадей Берлина — Жандармский торг (Gendarmenmarkt). Французский собор (Franzosischer Dom) был в лесах, зато его двойник Немецкий собор (Deutscher Dom) и Дом Спектаклей (Schauspielhaus) были во всём своём великолепии. В заключение мы зашли в Фридрихсвердерше-кирху (Friedrichswerdersche Kirche) — Музей Шинкеля и потом поехали дальше.

Следующая остановка была около Красной ратуши (Rotes Rathaus). Там мы подошли к фонтану «Нептун» и быстро вернулись обратно. А где-то рядом был памятник Марксу и Энгельсу. На этом наша экскурсия по Берлину завершилась.

В 17:30 мы поехали дальше на восток, на выезд из города. И хотя мы продолжали ехать мимо очень привлекательных мест, но больше ни одного слова о Берлине сказано не было. То, что мы проезжали мимо красивейшего моста Обербаумбрюке, мимо Трептов-парка с недавно отреставрированным мемориальным комплексом советским воинам, мимо берлинской стены, — я узнал от своего соседа Владилена Зорина. Обидно, что даже в год 60 летия Великой Победы Юля ни словом не обмолвилась об этом.

Как нам сказала Юля, в общей сложности мы проехали по Германии 2860 км.

ПОЛЬША

Германско-Польскую границу мы пересекли без задержки и в 20:30 были в отеле Cargo*** на берегу Одера в польском городке Слубице (Slubice). На противоположном берегу отлично просматривался Франкфурт-на-Одере (Германия). Я спустился в ресторан, перекусил и пошёл гулять в направлении центра города. Однако внезапно хлынул сильный ливень, и я рванул в отель. Но, несмотря на крайнее поспешание, дозволенное мне повреждённой перед отпуском ногой, вымокнуть я успел почти до последней нитки.

26 июля, вторник.

В 07:30 после не очень аппетитного завтрака мы выехали из отеля. Мои вещи ещё не успели полностью просохнуть, и мне пришлось развесить их по свободным креслам автобуса.

К половине третьего мы приехали в Мальборк. Юля собрала деньги с желающих пойти в Замок, а остальные остались бродить вокруг Замка. Я, разумеется, пошёл на экскурсию, а Владилен отказался.

Экскурсия была по Среднему и Высокому Замкам, а в Нижний Замок мы не ходили. Временами шёл неслабенький дождик, но нам в целом повезло. Как правило, когда мы были под открытым небом, дождя не было, и, наоборот, когда мы осматривали внутренние экспозиции, небо вовсю поливало землю. Замок интересный и, во всяком случае, сильно отличается от германских. Экскурсия была почти до шести часов, и свободного времени практически не оставалось. В шесть часов мы загрузились в автобус и поехали к российской границе.

РОССИЯ

К половине восьмого мы приехали к границе, а через полчаса прошли её и поехали дальше. По московскому времени было уже десять вечера.

Ещё через час в 23:00 мы были уже в Калининграде. Такого плохого отеля как тот, в который нас поселили, мне ещё не приходилось видеть. Но это пустяки, одну ночку потерпеть можно. Вышел на улицу за едой до круглосуточного ларька — так там сам чёрт ногу сломает: ни тротуары, а какая-то полоса препятствий. Да, вот это наша родная Россия.

27 июля, среда.

Утром завтрака в отеле нам не полагалось. Поели сами, у кого что было. В 08:30 сели в автобус и поехали на ж/д вокзал. От вокзала наш отель находился недалеко, поэтому уже через полчаса мы заняли свои места в поезде.

В 09:37 поезд № 80 отправился в Питер.

Литовскую и Белорусскую границу прошли без осложнений. Хотя я и волновался. У меня было с собой лишнее вино, и я очень опасался, как бы таможенники не заставили меня повторить подвиг Нуша (21.07 Ротенбург-об-дер-Таубер).

28 июля, четверг.

Около полудня поезд прибыл на Витебский Вокзал СПб, и я потихоньку со всем своим скарбом добрался домой.